Войти
0
В корзине пусто!
Каталог продукции
Закрыть

История

Из истории предприятия

В список особо ценных архитектурных объектов, составляющих историческое ядро старинного города Киржача, включено одноэтажное кирпичное здание по улице Гагарина (быв. Большая Московская), дом № 36. Первоначально оно было постоялым двором, последние 80 лет, здесь размещается типография. Как предполагают строители исследовавшие фундамент здания, оно скорее всего построено в начале XIX века. И его расположение поблизости от центральной площади, на главной городской улице служит аргументом в пользу такого предположения. К самому началу позапрошлого века относит здание и легенда, упорно сохраняемая старожилами, о том, что в этом постоялом дворе порой останавливался герой Бородинского 1812 года сражения П.И. Багратион, часто посещавший своих родственников в Симе (ныне Кольчугинский р-н).

После революции постоялый двор чаще всего использовался как временное жилье для чиновников, присылаемых в Киржач из губернского центра.

 

 В 1931 году, когда развернулось «строительство социализма по всему фронту», в районах стали создаваться местные газеты. Они призваны были, доходя до каждой деревни и городской улицы, пропагандировать создание колхозов, совхозов, модернизацию старых и строительство новых предприятий, агитировать за новый социалистический уклад жизни. В Киржаче, как и в большинстве соседних районов, никакой - ни материальной, ни кадровой – базы для выпуска газеты не было. Первые номера районной газеты «Ударник» (вскоре название конкретизировали – «Киржачский ударник») с апреля по август помогали выпускать александровские газетчики и полиграфисты. С читателями Киржачского района александровские журналисты были хорошо знакомы, так как с 1917 по 1931 год их газета «Голос труда» распространялась и в Киржачском районе. Выпускать новую газету в александровской типографии, тогда было крайне неудобно: поезда между Александровом и Киржачом ходили редко, ездить по грунтовой дороге на телеге или в повозке – слишком долго.

В августе 1931 года решили разместить редакцию газеты, необходимое для ее выпуска шрифтовое хозяйство и старую печатную машину тигельного типа с ручным приводом в бывшем постоялом дворе. В распоряжение редактора газеты М.А. Бирюкова предоставили все здание: одну комнату лично ему для проживания, две комнаты для сотрудников редакции, большую комнату под типографию. Редактору надо было из числа местных интеллигентов найти литературных сотрудников, наборщиков текста и печатника. Как написал в своих воспоминаниях А.И. Стефанов, проработавший в редакции районной газеты около 40 лет, «когда стало известно, что в Киржаче будет выходить своя газета, я работал в совете воинствующих безбожников (была такая организация!) ко мне обратился назначенный редактором М.А. Бирюков с просьбой написать заметку в первый номер. Я написал о сборе средств на постройку школы среди членов нашей организации. На первых порах я сотрудничал как внештатный автор. Потом меня пригласили работать литературным сотрудником в штат, который насчитывал 6 человек: редактор, секретарь, два лит.сотрудника, машинистка и курьер-уборщица». А.И. Стефанову поручили освещение села. Ни дорог, ни транспорта. Иногда приходилось пешком проходить в день по 25-30 км. Несколько позже редакция обзавелась лошадкой.

С первых номеров газеты несколько десятилетий сотрудничал с редакцией технолог шелкового производства, активный общественник С.Ф. Кошкин. Он, рассказывая о своем участии в газете на ее 50-летнем юбилее, говорил, что особое удовлетворение приносило ему повествование о прошлом и настоящем нашего края. Кропотливые поиски, переписка, поездки, беседы с людьми, чтение исторических книг крохами обогащали краеведческий материал. На основе собранных исторических документов в сотрудничестве с краеведами-любителями, на мебельной фабрике, в средней школе № 5, написана книга о нашем городе.

Как наставник и специалист шелкового производства С.Ф. Кошкин систематически выступал в газете с рассказами о починах шелковиков: о Герое Социалистического Труда И.А. Дмитриевой, знатных орденоносцах Б.В. Широкове, К.И. Дмитриевой, Л.М. Ефимовой и других.

С первых же месяцев выхода районной газеты при ней сложилась очень активная группа начинающих писать стихи и рассказы. Возглавил кружок юных литераторов преподаватель текстильного техникума В.П. Пономарев. Со своими стихами пришли на занятия литкружка учитель В.И. Тимерин, студенты А.В. Максимов, Н.П. Дегтярев, В.Г. Семенов, И.М. Стреков и другие. Как впоследствии вспоминал В.Г. Семенов, ставший кандидатом исторических наук, одним из ведущих редакторов Политиздата, первые пробы пера в районке вдохновили многих литкружковцев, возбудили жажду знаний и дали уверенность в успехе. Литкружковцев Киржача ободрял отеческой заботой великий пролетарский писатель А.М. Горький, переписка с которым завязалась, когда Алексей Максимович жил еще с Сорренто.
Староста кружка В.Г. Семенов, вспоминая, что однажды на его имя из Италии пришло письмо от Горького: «Время от времени я посылаю вам, товарищи, книги. Будьте добры известить открыткой, получаете ли вы их? А. Пешков». Впоследствии сохранившиеся письма А.М. Горького В.Г. Семенов передал в Московский литературный архив писателя, а книги, подаренные литкружковцам, в районную библиотеку.

Традицию бережного, чуткого отношения к юным корреспондентам газета имеет с первых своих лет по сию пору. Интересна в этом отношении судьба юнкора Анатолия Мешкова. В 1936 году, преодолев робость, ученик городской средней школы первый раз зашел в редакцию районной газеты и положил на стол малюсенькую заметку. Вскоре она была напечатана. Радости мальчишке эта публикация принесла до неба. И юнкор стал упорно искать темы и часто публиковаться. Он по окончании школы мечтал стать журналистом, получить университетское образование. Но судьба распорядилась иначе. В 1941 году, сразу после выпускного вечера в школе, ему пришлось вместе с одноклассниками встать в воинский строй. В ходе Курской битвы танкист А.В. Мешков получил тяжелое ранение, однако молодой организм выдержал увечье, военную службу он продолжил. После войны, уже будучи инвалидом, получил высшее образование, занимал ответственные должности в системе Госбанка. И до конца жизни остался верен юношескому увлечению: более 30 лет сотрудничал с родной районкой, хотя жил в других регионах. В годы войны газета не раз публиковала его письма с фронта, позднее — его заметки и очерки о фронтовиках — наших земляках. Благодаря его неустанному поиску и газетным публикациям стали известны киржачанам многие имена, события, подвиги военных лет.

С первых лет и по сию пору редакция в своей работе опиралась и опирается на широкий рабселькоровский актив. Поиск людей неравнодушных, стремящихся высказать свое отношение к происходящим вокруг них событиям- всегда было первейшей заботой редакционного коллектива. Материальной заинтересованностью – проще говоря, гонораром- районка увлечь кого-либо никогда не имела возможности: должен загореться огонек желания. Она опиралась всегда и опирается, должно быть, будет, пока существует, на энтузиастов, на самородков. Так сами говорили о своем сотрудничестве с газетой самые активнейшие ее авторы, например, учительница А.И. Владеева:

«Самая первая моя заметка в районной газете была опубликована в 1968 году. Я выступала на мебельной фабрике с рассказом о жизни А.М. Горького, 100-летие со дня рождения которого отмечали в этом году. Ветеран производства В.Т. Прокофьев хорошо отозвался о моей беседе, сказал об этом редактору газеты, а тот попросил меня написать материал в газету. Так появилась моя первая публикация на страницах «Красного знамени». С тех пор материалы за моей подписью регулярно появляются на страницах ношей районки. Пишу я не по заданию, а о том, что меня волнует, что затрагивает за живое. Бывает, советуюсь с редакционными работниками, стоит ли поднимать ту или иную тему, как ее лучше подать».

Бывший работник строительной организации В.А. Перфильев рассказывал: «Мне, оформителю по профессии, оказалась близкой по духу фотография. Самое волнующее - находка удачного кадра. Достигнуть мастерства в фотографии нелегко: нужно упорно учиться мастерству съемки, формировать свое художественное видение. Мне многое дали занятия в фотокружке при редакции районной газеты. Кроме того, редакция предоставила мне возможность позаниматься в фотоклубе при Доме журналиста в Москве, там перед нами выступали фотомастера с мировыми именами».

Активно сотрудничали с газетой и художники. Неоднократно они предпринимали попытки на линолеуме клише с карикатур и рисунков. Один из самых талантливых местных художников, работавших в мастерской шелкового комбината, Б.В. Туркин, советуясь с работниками редакции, подготовил несколько циклов графических рисунков. По рекомендации редакции районной газеты он был принят в члены Союза художников СССР.

Оценивая с позиций сегодняшнего дня работу редакции районной газеты и обслуживающей ее типографии, нельзя не придти к выводу, что, несмотря на определенную идеологическую заширенность и строгую цензуру в советский период, районка была проявлением действительности демократии, глотком свободы для местных жителей. Она давала возможность, конечно, в дозволенных рамках, любому местному жителю: крестьянину, рабочему , интеллигенту, пенсионеру и школьнику, домохозяйке и общественнику, - высказать свое мнение о том или ином важном общественном событии или явлении, попросить, потребовать исправления неугодного или порочного явления. И, что не менее важно, она позволяла духовно расти участникам массового рабселькоровского движения, совершенствовать навыки и мастерство, обдумывать то, что происходило в обществе при непосредственном их участии.

Помогая духовному росту рабселькоров, старались расширять свой кругозор и штатные литературные сотрудники, на семинарах, конкурсных встречах, на сессиях заочных вузов приобретали новые навыки, жадно смотрели, как работают «золотые перья» страны. Были такие годы, когда почти все литсотрудники где-либо заочно учились. Выпускник исторического факультета МГУ А.И. Краснов шаг за шагом освоил в редакции все специальности: сначала работал корреспондентом, затем ответственным секретарем, заместителем редактора. В нашей редакции он охотно брал лидерство над новичками, в течении нескольких лет помогал, в частности, В.Д. Толтанову, работавшему раньше трактористом в колхозе, помог ему окончить школу рабочей молодежи, а затем факультет журналистики Московской высшей партшколы. Талантливый самородок, пользуясь внимательной поддержкой старшего и более образованного товарища, старательно осваивал журналистское мастерство, став редактором газеты, успешно руководит работой творческого коллектива. Сам А.И. Краснов, став редактором газеты в соседнем районе, с успехом использовал накопленный в нашей редакции опыт.

Творчески, самозабвенно, зажигая других азартом, работала в редакции выпускница журфака МГУ И.Г. Головкина, и так прикипела к коллективу, что через много лет вспоминала, что где бы она ни работала потом, все годы поддерживали связь с районокой ставшей ей родной. Своим примером она «заразила» свою дочь, которая в настоящее время работает заместителем редактора газеты.

О том, как развивалась типография, узнаем по воспоминаниям А.В. Ивановой, проработавшей в коллективе пол века: «В 1931 году я 16-летней девчонкой поступила работать в типографию наборщицей. Вскоре пришла и Клавдия Зеленова, она была чуть постарше меня. Учил нас наборному делу мастер из александровской типографии И.А. Алексеев, очень строгий, придирчивый, но справедливый человек. Печатали газету на маленькой старой машине тигельного типа по одной полосе. Вручную крутили колесо этой машины, для этого был нанят специально такой рабочий, да и нам приходилось крутить, когда он уставал. Иногда по нашей неловкости, или оттого, что плохо связали набранную полосу, набор рассыпался. И тогда мы все, включая и редактора, ползали по полу, собирая и сортируя буковки, чтобы потом снова набрать текст. Редакция и типография тогда это был один коллектив. С увеличением тиража и полосности газеты увеличивалось у нас шрифтовое хозяйство, появились плоскопечатные машины с электроприводом. Ручной набор по буквам сменился строкоотливным. Я освоила строкоотливную машину- линотип. За годы моей работы у меня было много учениц. Работали мы много, старательно, дружно. За годы работы типография стала моим вторым домом».

Разделение единого коллектива на редакцию районной газеты и типографию шло постепенно и как-то не очень заметно для сотрудников. Редактора менялись довольно часто, каждый новый должен был разрываться между обеспечением газеты материалами, и массой повседневных забот о шрифтовом хозяйстве, налаживании печатной машины, подготовкой полиграфистов. Поэтому с годами в типографии появился мастер, заведующий, директор. Окончательное разделение двух связанных друг с другом коллективов произошло в 1963 году, когда район был упразднен, а районная газета была закрыта. Читатели газеты и ее актив были переданы в межрайонную объединенную газету. Областное управление планировало тогда упразднить ряд ставших ненужными маломощных районных типографий, в том числе в Киржаче. Однако руководители ряда киржачских предприятий воспротивились этому: местным предприятиям нужна была дефицитная тогда бланочная продукция, кроме того, местная типография наряду с районной выпускала многотиражные газеты для шелкового комбината и для завода «Красный Октябрь». Типография разорять не стали. Ее освободившиеся мощности скоро нашли применение: московские предприятия, мучавшиеся в длинных очередях в столичных типографиях, поехали с заказами своих этикеток, бланков, отчетных листов в Киржач. Типография выжила, сохранила коллектив и даже подновила часть оборудования. Некоторым работникам даже понравилось, что не стало такого постоянно беспокойного заказчика, как районная газета.

Однако новации Н.С. Хрущева с разделением партийных и административных органов на сельские и промышленные вскоре показали свою опасную неэффективность, в начале 1965 года вынуждены были вернуться к производственно-территориальному принципу руководства. Киржачский район был восстановлен в прежних границах, ему вернули районную газету, назвав ее по-новому – «Красное Знамя». Редакцию районной газеты, сильно потеснив типографию, вернули н ее прежнее место. Начались длившиеся годами хлопоты о пристройках к типографии и к редакции, о технологическом перевооружении типографии. Должен заметить, что, несмотря на то, что стесненность вносила в отношения редакции и типографии нервозность, вызывала мелкие скандалы, работали мы все-таки дружно. Вместе искали и находили возможности на устаревшем, и морально, и физически, оборудовании улучшать полиграфическое оформление газеты.

Справедливо считая, что для завоевания симпатий читателей, нужна не только интересная для каждой социальной группы тематика, не только богатая жанровая мозаика, но и чистое, оригинальное полиграфическое оформление, работники редакции и типографии пытались модернизировать оборудование, наладить с помощью примитивного аппарата изготовление клише с фотографий и рисунков. После многих неудач пришли к выводу, что клише лучше изготавливать, делая заказы в типографии «Московская правда»: затяжной процесс, но зато клише чистое, фотографии, особенно крупные портреты передовиков, в газете посмотреть приятно. По инициативе мастера типографии Ю.Н. Рябцевой, печатника В.И. Климова, ответственного секретаря редакции В.И. Вахромеева наладили выпуск праздничных номеров в два цвета. А сколько проб провели, чтобы путем наложения одного цвета на другой, получать трехцветную газету! Было много неудач, но случались и успехи. За творческое отношение к оформлению районной газеты коллективы редакции и типографии в эти годы не раз удостаивались дипломов, похвальных грамот и премий по итогам областных и республиканских конкурсов.

В конце 70-х годов областное управление полиграфии и издательств, строя во Владимире новую большую типографию, выступило инициатором перевода районных газет на централизованное печатание. Инициатива получила одобрение «сверху». Кое-как приспособив военные передатчики информации на бумажной основе для передачи текстовых наборов из местных редакций в областную типографию по телефонной связи, пустили районные газеты в мучительное плавание по волнам модернизации. Старательности и инициатив было проявлено много. В конце концов по стандартным макетам научились макетировать практически вслепую газетные страницы, сокращать, ужимать и расширять набор с помощью специального представителя редакции в областной типографии, заблаговременно доставлять туда клише, по прежнему изготавливаемые в московской типографии. Легче всего удалось наладить доставку готовых номеров газеты в местное отделение почты. Как вспоминает почетный житель города Киржача, главный редактор газеты «Красное Знамя» С.А. Кротов, бессменно отработавший в газете более 30 лет: «До сих пор с ужасом вспоминаю, как, взяв на почте свежий номер газеты, мы все в редакции, разглядывали, что же у нас получилось. Не всегда то, что задумывали. Но время шло, совершенствовалась техника передачи текстового набора, приобретался опыт работы на компьютерах, выпуска газет на офсетных печатных машинах. С годами практика выпуска районных газет в областной типографии, несмотря на единичные срывы из-за поломок транспорта стала привычной».

Местная типография, распрощавшись с районной, по-прежнему выпускала две многотиражки и сосредоточилась на выпуске бланочной продукции, благо количество заказчиков с каждым годом росло. В 90-х годах прошлого века редакции районом было предоставлено место в здании райкома партии, затем — в бывшем Доме быта. Так произошло полное разделение коллективов районной газеты и районной типографии. Бурные волны «перестройки» крепко «потрепали» оба коллектива. Коллектив типографии заметно сократился, но все-таки выжил. Правда, преобразовавшись в акционерное общество, чтобы выжить, стал усердно искать побочные доходы. Часть помещений стали сдавать в аренду под магазины канцелярских товаров, модной одежды, под офисы. Упразднение цензуры позволило выполнять авторские заказы на брошюры и книги, на различные рекламные выпуски. Собственно, судя по спросу на малотиражную продукцию бланочно-офисного характера, типография могла бы преуспевать, однако ее устаревшее оборудование стало ограничивать ее оформительские возможности. Назрело время коренной модернизации предприятия.

В 2010 году акции ОАО «Киржачская типография» приобретаются московской компанией Научно-технический центр «АРМ-Регистр» и частными лицами. Подготовив за прошедшие восемь лет работы с аффилированными Гознаком компаниями собственный трудовой коллектив, состоящий из числа жителей Киржача, генеральным директором Е.С. Федоровым была начата работа по приведения объекта типографии в лицензионное предприятие по изготовлению и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции. Было завезено современное полиграфическое оборудование, введена в эксплуатацию система безопасности, охраны и видеонаблюдения.

В феврале 2011 года в результате трёхдневной работы Межведомственной комиссии, состоящей из представителей, ФСБ, МВД, ФНС, ФСТЭК и Минфина России ОАО «Киржачская типография» получила лицензию №24 ФНС России.
В настоящее время на предприятии трудятся более 60 человек. Имеются представительства в Москве и Нижнем Новгороде. Предприятие активно участвует в благотворительных проектах, направленных на сохранение культурно-исторического наследия Киржача и Киржачского района.

 

 


© АРМ-Регистр, 2024
Заказать продукцию Новости Состояние заказа Кабинет О нас Документы Контакты
1